+7 (495) 554-05-19, lubokrug@mail.ru 

Малаховский летний театр: проекты и прожекты

Малаховский летний театр: проекты и прожекты

LUBOKRUG - 03 июня. Редакция продолжает публиковать актуальные материалы, касающиеся истории люберецкого края.

Следует признать, что тема Малаховского летнего театра остается предметом дискуссий уже много лет. Впрочем, театральная жизнь в нем полностью прекратилась столетие назад, а потом его лишь переформатировали в кинозал. Таковым он и оставался почти до пожара в 1999 г., после которого в память потомкам остался лишь фундамент. С тех пор и продолжаются попытки придать всему ансамблю Малаховского летнего театра и сада некий новый (старый) «театральный» статус. Но пока не удается…

История театра уводит нас в далекие времена. Первым приступил к реализации идеи купец 1-ой гильдии Сергей Ефремович Пермяков. Он и начал в 1898 году строительство деревянного театра с гостиницей для актеров. Не совсем ясным остался один вопрос. Ведь именно в 1898 году эти земли северной стороны Малаховки купил московский нотариус Алексей Дорофеевич Соколов. Есть все основания считать, что тот театр был их совместным бизнес-проектом.
Выдавать их идею строительства летнего театра за ноу-хау не будем. Конец XIX и начало XX века были для России периодом «русского культурного ренессанса». В историю этот период даже вошел под названием «серебряный век русской культуры». Развитие ж/д сообщения вызвало тот самый «дачный бум», благодаря которому в летние месяцы число жителей Подмосковья увеличивалось в разы. Но для отдыхающих был необходим и культурный досуг. В качестве условий для такового открывались и дачные театры.

Некой реперной точкой в развитии этого направления можно назвать летний театр в Пушкино. Первое упоминание о нем относится к 1880 году. В 1896 году издатель и редактор газеты «Московский листок» Николай Иванович Пастухов построил знаменитый летний театр, простоявший там почти столетие. К тому периоду следует отнести и строительство летнего театра в Перловке. Там подобный театрально-парковый развлекательный комплекс братья Василий Семенович и Николай Семенович Перловы создали еще в 1883 году. По их пути двинулись и Соколовы в Малаховке.

В начале XX века театр Пермякова сгорел. Свободную нишу в театральном бизнесе попытался занять актер и антрепренер Георгий Станиславович Галицкий. Он построил на этом месте новый деревянный театр, который и продолжил культурную жизнь дачной Малаховки. Театр открыл свои двери в мае 1904 года. То ли по закону парных случаев, или по иным причинам, но сгорел и этот театр. Но впереди уже было время Соколовых.

Построив по завещанию отца в 1903 году церковь святых апостолов Петра и Павла, Павел и Сергей Алексеевичи Соколовы решили заняться и театром. Впрочем, признать их далекими от того самого "культурного ренессанса» будет явно несправедливо. Сергей был известен не только как совладелец земель в Малаховке, но и причислен к творческой богеме столичного общества. Как поэт и литератор он писал свои произведения под псевдонимом «Соколов-Кречетов», а в 1903 году основал в Москве издательство «Гриф», в котором публиковались произведения многих известных писателей и поэтов.

На строительство летнего театра в Малаховке его подвигло и желание сделать подарок жене. Ее имя было достаточно известно и по работе в труппе Галицкого, и как актрисы кино. Это была Лидия Дмитриевна Рындина. Брат идею создания театра поддержал. Павел был не новичок в бизнесе, о чем говорит вся его деятельность, и не только в Малаховке. В этом проекте он почувствовал значимую финансовую перспективу и не ошибся. Именно он занялся всеми работами по строительству театра.

Хозяйство семьи Соколовых лежало на плечах Павла Алексеевича, и так продолжалось до самого конца их пребывания в Малаховке. Сергей ушел воевать за царя и Отечество в Первую мировую, был ранен, попал в плен. Освобожден из плена поручик Соколов был только в 1918 году. А далее армия Деникина и затем эмиграция. В Малаховку он больше не приезжал.

В марте 1911 г. Павел Алексеевич подал прошение о строительстве летнего театра. Проект театра разработал архитектор Леон Францевич Даукша. К этому времени заготовили и строительный материал. Все это и позволило закончить строительство театра за 52 дня. 22 мая 1911 г. театр был введен в эксплуатацию. Началась новая театральная эпопея в поселке.

Не будем касаться всей театральной жизни. О знаменитостях, оставивших свой след на сцене Малаховского летнего театра, широко известно из целого ряда источников. Упоминаем даже Федора Шаляпина, которому приписывают участие в разработке проекта театра. Многие московские и петербургские артисты считали для себя большой удачей выступать здесь. Эти интересы хорошо подкреплялись материально.

Бизнес-проекты с летними театрами в тот период были весьма рентабельны. Это и позволяло приглашать на их сцены самых известных актеров. Интеллектуальный, культурный и финансовый потенциал жителей и дачников позволял театральные залы заполнять. Можно подтвердить версию полной окупаемости проекта и цифрами, предоставленными сотрудниками музея истории и культуры городского поселения Малаховка.

В театральный сезон, который длился около 90 дней, было около 30 постановок. При стоимости билетов (в переводе на нынешний курс) 700-12 тыс. руб. это давало сбор в пределах 1.5-3-х миллионов рублей за вечер. Скейтинг-ринг, кино-кафе, кегельбан, бильярдная, ресторан - это прилагалось ко всем летним театрам. Были и другие финансовые потоки, к примеру, вход на территорию Малаховского парка тоже был платным и составлял 200 руб.

Период финансового благополучия закончился почти сразу после залпов «Авроры». Дачные поселки начали менять своих владельцев, а следом опустели и залы театров. Немного продержались во времена НЭП, но потом процесс стал уже необратимым. «Дачные театры останутся фрагментом частной внутренней жизни образованных и имущих слоев России эпохи Серебряного века», - согласимся с мнением известного специалиста в этой области, профессора Елены Пенской.
Эпоха летних театров закончилась, её пытались заменить кинематографом. Начался показ фильмов и в Малаховском театре, для чего пристроили к зданию кинобудку, а для придания нужного политического статуса очаг культуры украсили памятником Сталину при входе. Попытки возродить театральную жизнь уже не предпринимались, а лишь изредка отмечались художественные всплески за счет случайно приехавших артистов.

Эскизный проект 2008

В 1990 году Малаховский летний театр был поставлен на охрану как объект культурного наследия регионального значения. 28.03.2016 это решение подтвердили и отнесли ансамбль Малаховского летнего театра и сада, начало XX века -1970-е годы (ныне парк культуры и отдыха «Летний сад») к объектам культурного наследия Московской области.

Но это уже постфактум, так как 8 октября 1999 г. здание театра сгорело. Как говорили жители, эти «случайные» пожары были явно неслучайными. Впрочем, не только в Малаховке. Несколькими годами ранее при аналогичных обстоятельствах сгорел и летний театр в Пушкино, который упоминали выше.

С этого периода и началась многолетняя баталия за восстановление Малаховского летнего театра, а вернее, его новой постройки. К успеху или иному результату пока не пришли. Одна сторона требует восстановить театр в первозданном виде, другая, понимая, что сделать это она не может, занимается отписками. Строго по наказам Талейрана: «Обещания хороши тем, что от них всегда можно отказаться». Конца этому процессу не наблюдается.

Но объективности ради следует уточнить, что много вопросов остается и по самой сути проблемы. Создается впечатление, что мы их просто из обсуждения убираем, а к каким-то выводам приходить пора. Следует признать, что минувшие после пожара 24 года оставили решение этой проблемы в той же начальной точке.

Многочисленные обращения в разные ведомства успеха не принесли и уже не принесут. Так же, как и отписки тех, к кому с этими челобитными обращались. Начинать надо с чистого листа. Но многое еще непонятно, и не мешает в этой теме более детально разобраться.

Если мы ставим вопрос о реанимации летнего театра по старому проекту (как трактует регламент о сохранении исторического объекта), в котором не были предусмотрены водоснабжение, канализация и отопление, в каком виде мы сможем его сейчас использовать? Роспотребнадзор эксплуатацию разрешит?

- Какова примерная стоимость строительства театрального комплекса, какую сумму составят расходы на его ежегодное содержание? Каковы источники финансирования строительства и эксплуатации («где деньги, Зин»)?

- Сколько месяцев в году это здание будет функционировать и в каком статусе? Каким культурным содержанием его наполним, и кто этим будет конкретно заниматься? На управление культуры функции возложим, а своего Станиславского будем среди их штатных клерков искать? Нас ждут аншлаги в зале или пустующие аналоги КДЦ поблизости?

И самый главный вопрос: в каком виде представляют для себя этот комплекс жители Малаховки, в первую очередь его северной части? Видится, что вопросов на сегодняшний день остается много. Конкретных ответов с цифрами в руках маловато. Не пора ли настоящую мозговую атаку по проблеме провести, или на следующую четверть века тему отложим?

Андрей Шестаков, Почетный гражданин Люберецкого округа


На фото: картина Е Цыплакова Летний театр 2002 год.

В статье использованы материалы из выходящей к юбилею города книги автора «Летопись прошедших столетий». 


Печать   E-mail

Поделиться в соцсетях

Image

Контакты

Сетевое издание "Люберецкий округ" Свидетельство ЭЛ № ФС 77-86555 от 29.12.2023 выдано РОСКОМНАДЗОР  Учредитель: ООО Информационно-издательский центр "На каждый день" (ОГРН 1037739519641) 140000, г. Люберцы, Московская область, Смирновская, 16/179, пом. V   8-495-554-05-19,   lubokrug@mail.ru Главный редактор Хансверов Рустам Хусаинович

 

ok 40х25  VK 40х60TELEGA 40х50

Яндекс.Метрика